• 0

Сладости

Изначально кондитер и повар были разными профессиями, которые требовали разных качеств и талантов. В солнечной Италии и изысканной Франции в мастера по сладостям принимали людей, которые не только умели хорошо рисовать, но и имели способности к другим изящным искусствам, поэтому им читали в процессе обучения курс истории архитектуры и истории искусств, преподавали рисунок, орнаментику, черчение, лепку — предметы, как будто далекие от кухонного ремесла. В то же время повара изучали зоологию, ботанику, анатомию животных и стояли, таким образом, ближе к студентам естественно-биологических факультетов. 


Слово "кондитер" произошло от итальянского глагола "кандиере", что означает "варить в сахаре". Только случайным совпадением с этим глаголом латинского слова "кондитор" — мастер, приготавливающий пищу, умеющий придавать ей вкус, — как называли римляне поваров, объясняется то, что в Европе XVIII века ошибочно стали называть изготовителей сладостей не кандирами, а кондиторами, или кондитерами, так как к этому времени каждый народ уже давно называл поваров не заимствованным иностранным, а своим собственным национальным названием: в России — это повар (человек, который варит, поварит), у немцев — кох (тот, у которого все варится, кипит), во Франции — кулинар или шеф де кузин (глава кухни, мастер кухни), в Италии — куокко (кипятить, жарить что-либо на огне). Само кондитерское искусство возникло и получило наибольшее развитие в сердце Италии — Венеции, лишь с появлением сахара в конце XV-начале XVI века. До тех пор сладости в Европе покупали у арабов, самых древних кондитеров в мире, которым сахар был известен с 850 года. Не случайно на Востоке, в арабских странах и в Иране, до сих пор создается великое разнообразие сладостей. В то время как в Европе кондитерское дело развивалось в направлении пирожных и печений, арабы первые обратили внимание на то, что варка или плавка сахара — кандирование — открывает широкие возможности для приготовления множества сладких, десертных, кондитерских блюд.

Первыми продуктами, которые стали варить в сахаре, были соки ягод и фруктов и сами ягоды и фрукты. У некоторых народов размолотые, превращенные в пюре, у других лишь измельченные, у третьих целиком. Таким образом и появились сиропы, мармелады, повидло, джемы, конфитюры, русские варенья, украинские сухие варенья и закавказские цукаты. Варка сахара самого по себе, в чистом виде или с незначительными добавками красителей, пряностей, орехов, мака, масла, молока и сливок или виноградного вина, доведенного до разной степени густоты, также дала (особенно на Востоке) целый ряд кондитерских изделий: леденцы, постный сахар, помадки, тянучки, ирис, грильяж, карамель, нугу и многое другое. Стоило ввести в тот же варящийся сахар новый пищевой продукт — крахмал, муку или драганты (клейковитые, клееподобные естественные растительные среды — гуммиарабик, мыльный корень, янтак и др), как возникло новое семейство кондитерских изделий — халва, нуга, рахат-лукум и т.д.

Также обжаривание в расплавленном сахаре или в меду тестяных изделий давало своеобразные сладкие кондитерские произведения — чак-чак, пумпепникели, пиперкоки, медовые заварные пряники, тейглахи, багарджи, пахлаву и др. Словом, сахар и его спутники, патока и мед, явились тем фундаментом, на котором и с помощью которого стало развиваться кондитерское искусство и мастерство кондитеров.